главная страница правила rss экспертная площадка
 
 

Как модернизируется «Почта России»

Национальный почтовый оператор трансформирует логистическую инфраструктуру и обновляет сеть отделений. Новшества позволяют предлагать потребителям все больше цифровых сервисов, связанных с отправлением корреспонденции. Компания также тестирует технологию распознавания лиц и готова представить рынку комплексную услугу фулфилмента

 

От разрозненности к стандартам

Многие годы предприятия почтовой отрасли находились на краю технологической пропасти. А в российском обществе привыкли, что служба деградирует.

Трудно поверить, но в 2000-х годах все письма и посылки в стране обрабатывались вручную, хотя в советское время были автоматизированные сортировочные линии. Просто в начале 90-х объемы почтовых отправлений настолько сократились, что использовать технику стало невыгодно, рассказывал гендиректор «Почты России» Игорь Сырцов в 2006 году. 

Инциденты с логистикой случались в компании еще совсем недавно. В 2010 году в России возник серьезный кризис с доставкой международных посылок. Адресаты ждали их по два месяца. По этой причине наша страна даже попала в черный список интернет-магазина eBay.

«Почта» не справилась со своими функциями и в апреле 2013 года, когда в аэропорту Шереметьево скопились сотни тонн отправлений. Был приостановлен прием корреспонденции из-за границы, всерьез говорили о создании правительственной комиссии по ликвидации почтовых заторов.

И все же компании удалось совершить рывок от технологически отсталого предприятия к рыночному. Это получилось благодаря многим составляющим: объединению разрозненных структур в одно целое, использованию международного опыта, созданию «Почта банка», автоматизации процессов и другим мерам.

Сегодня национальный оператор может похвастаться тем, что открыл сто пятьдесят почтовых отделений нового формата. В крупнейших из них установлены терминалы самообслуживания для самостоятельной упаковки, взвешивания, тарификации и оплаты. 

Бандероль через SMS

В 2017 году «Почта России» обработала 365 млн отправлений с товарными вложениями, что почти на 23% больше, чем в 2016 году. Получается 1 млн писем и посылок в сутки, уточнил генеральный директор компании Николай Подгузов на пресс-конференции

За последние пять лет объем посылок из-за рубежа увеличился почти в 15 раз. Это стало возможным благодаря созданию единой логистической цепочки, считает министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. Сегодня «Почта» работает над тем, чтобы сократить доставку из Китая до семи дней. 

Бесперебойному функционированию процесса помогают различные цифровые инновации. Их уже больше десятка. Услуга otpravka.pochta.ru дает возможность компаниям осуществить предпочтовую подготовку посылок через личный кабинет. За год работы сервисом воспользовались более 5 тыс. корпоративных клиентов, в числе которых почти половина интернет-магазинов, подсчитали эксперты летом прошлого года.

Через otpravka.pochta.ru в 2017 году отправлено посылок на 1 млрд рублей, отметил Н. Подгузов.

В ноябре прошлого года потребители узнали о возможности приема на «Почте» посылок по России весом до 20 килограммов, предоплаченных онлайн. Завершение их отправки в почтовом отделении на специальной стойке без очереди занимает от 30 секунд до одной минуты. После чего отправитель получает отчет на e-mail.

Упрощено и получение корреспонденции: в Московском регионе это можно делать с помощью простой электронной подписи, без использования бумажных извещений. Регистрационный шаблон в отделении следует оформить один раз, после чего на мобильный номер клиента будут приходить SMS с кодом подтверждения. Это новшество поможет сократить сроки выдачи в пять раз, отметил глава компании.

У пользователей популярно мобильное приложение «Почты», с которым легко отслеживать свои посылки, сканировать их штрихкоды, получать push-уведомления об изменении статусов доставки и др. Оно входит в топ-3 по России в категории «Бизнес» (Android) и в десятку в сегменте «Покупки» (iOS). Ежедневная аудитория сервиса – 1,5 млн человек.

Шесть в одном

В 2018 году, в эпоху бума электронной коммерции, «Почта России» предложит рынку услугу фулфилмента (подготовка заказов к отправке). Она включает в себя таможенное оформление, хранение на цифровом складе, упаковку, сортировку, доставку клиенту в течение 24–48 часов и возврат товара. О комплексном сервисе, не имеющем аналогов в стране, Н. Подгузов докладывал премьер-министру Дмитрию Медведеву в январе этого года. 

По словам заместителя генерального директора «Почты России» по ИТ и развитию новых продуктов Сергея Емельченкова, перед запуском услуги компания провела анализ лучших мировых практик в области фулфилмента. Выбранные решения предполагают полную автоматизацию процессов и использование робототехники.

Данная технология впервые будет запущена на второй очереди логистического почтового центра «внуково», потом в лпц казани, в будущем и на других объектах.

«Почта» готова предоставлять сервис для торговых площадок, интернет-магазинов, а также для российских производителей, уточнил RSpectr. С. Емельченков. Система масштабирована для решения задач всей страны: это сотни тысяч поставщиков, десятки миллионов клиентов.

Идентификация при входе

«Почта» осуществляет в сутки более 20 млн логистических операций, информация о каждой из них хранится и анализируется с помощью инструментов Big Data. При этом обеспечивается защита персональных данных (ПД) клиентов. 

В центральную базу добавляется 4 млрд транзакций в год. Общий ее объем превысил 3,5 петабайта.

В 2018 году в работе с клиентами компания начнет тестировать технологию распознавания лиц. Пока, по словам С. Емельченкова, «пилот» проходит для сотрудников нескольких десятков почтовых отделений.

Автоматическая идентификация позволит ускорить обслуживание клиентов. Она будет проводиться с соблюдением всех ограничений по защите ПД. В будущем распознать при входе в отделение смогут тех клиентов, которые дали согласие на обработку своих данных. Это позволит подготовить почтовые отправления к мгновенной выдаче, не дожидаясь момента обращения потребителя к сотруднику, уточнил замглавы оператора.

Дело за дронами

В 2018 году «Почта России» планирует тестирование ряда сервисов. В первом-втором кварталах попробует доставку писем и посылок беспилотниками в отдаленных районах страны. Проект, возможно, начнется с Якутии. Об этом Н. Подгузов заявлял полгода назад в рамках форума генеральных директоров почтовых служб мира.

Для реализации амбициозных планов компании казанские авиаконструкторы предложили в августе 2017 года беспилотную авиагрузовую платформу вертикального взлета и посадки SKYF.

Генеральный директор SKYF Дмитрий Арсентьев в конце октября 2017 года объявлял о совместных планах об опытном внедрении грузовых дронов для доставки посылок. 

С учетом импортозамещения

В течение прошлого года в почтовых отделениях по всей стране внедрялись комплексы электронных очередей. Использовалась smart-технология, когда для каждого офиса выбиралась комплектация, соответствующая его параметрам. Оборудование и программное обеспечение этих систем – российского производства.

«Почта России» планирует перейти на отечественный программный продукт «мой офис» в 2018 году, уточнил на пресс-конференции Н. Подгузов.

Запущенная в 2017 году федеральная система автоматизации продаж использует инструменты компании «АйТи», решения которой входят в Единый реестр программного обеспечения. 

На базе технологий разработчика из Екатеринбурга NAUMEN у почтового оператора создана и комплексная система управления IT-процессами.

Внедрять инновации с учетом использования российских продуктов поможет госкорпорация «Ростех», об этом стороны договорились в марте 2018 года. Соглашение предусматривает, в частности, создание единой корпоративной сети передачи данных. 

Стартапы для цифры

«Почта» ищет идеи в мозговых штурмах с участием талантливых разработчиков. В том числе для этой цели создан Молодежный совет.

Недавно компания обратилась в Фонд развития интернет-инициатив с просьбой об организации презентаций стартап-проектов. Таким образом, в «Почту» привлекли новых специалистов в области создания QR-кодов, трекинг-сервисов, систем мониторинга данных, маркетплейсов, ботов и мессенджеров.

В марте 2018 года в Москве состоялся финал всероссийских робототехнических соревнований «ИКаР». Школьники из регионов страны представили свои идеи по улучшению работы автоматизированных участков обработки посылок в реальных условиях. 

При решении тиражировать тот или иной продукт на «Почте» ключевым моментом является интерес потребителя к инновации, рассказывал С. Емельченков на TAdviser SummIT 2017. 

Так, Россия стала одним из первых рынков, где aliexpress внедрил обязательный трекинг всех, даже малогабаритных отправлений (услуга simplified registered mail – «простой регистрируемый пакет»). 

До августа 2017 года торговая площадка не обеспечивала недорогие посылки штрихкодами, а значит, не могла гарантировать их доставку.

Средний цикл запуска сервиса на предприятии составляет четыре месяца. В том числе благодаря такому гибкому подходу долю «Почты России» на рынке посылок удалось увеличить с 37% в 2013-м до почти 70% в 2017 году.

Цифровая «начинка» «Почты» в ближайшие два года превратит ее в высокотехнологичную компанию, считает Н. Подгузов.

Источник: Радиочастотный спектр

/static/img/blogs/link16x16px.png /static/img/blogs/vkontakte16x16px.png /static/img/blogs/facebook16x16px.png /static/img/blogs/twitter16x16px.png /static/img/blogs/blogsmailru16x16px.png /static/img/blogs/google16x16px.png

3 апреля 2018 года, 17:45