главная страница правила rss экспертная площадка
 
 

Программные статьи кандидата в Президенты и место модернизации в них

Анализ опубликованных программных статей кандидата в Президенты РФ В. Путина

 

Считаем необходимым высказать свою позицию по ряду вопросов, которые кажутся нам важными для полного понимания предвыборных статей В. Путина и определения в них роли и значимости модернизации. Для более полного анализа возьмем все семь выпущенных статей – только после прочтения их в комплексе стала понятной картина действий, ожидающая нас в случае победы на выборах Владимира Путина.

Сразу стоит отметить, почему для анализа были взяты статьи Владимира Владимировича, а не предвыборные программы Геннадия Андреевича, Владимира Вольфовича,  Михаила Дмитриевича или Сергея Михайловича. Будучи экономистами, мы очень чутко относимся к статистике и прогнозам, а в данный момент большинство авторитетных агентств по сбору общественного мнения говорят о доминирующей поддержке населением именного Владимира Владимировича Путина, таким образом, именно его статьи представляются наиболее интересным материалом для анализа с целью понимания будущего России.

Начнем с первой статьи: стоит отметить, что в ней особое место отведено образованию – именно хорошее, качественное образование, а тем более высшее, углубленное – важный фактор успеха модернизации и правильного развития экономики. Цитата, которую стоит особо выделить: «…Не люди должны подстраиваться под существующую структуру экономики и рынка труда – экономика должна стать такой, чтобы граждане с высоким уровнем образования, с высоким уровнем запросов могли бы найти себе достойное место…». Здесь очевидно обозначено, что уровень развития экономики, на котором сейчас находится Россия, должен измениться – причем в сторону массового привлечения высокообразованных людей для работы по специальности. И не путем массового сгона для работы не по профилю, а с помощью сознательного выбора высокообразованных граждан России. Звучит довольно просто, но на деле это намного труднее, чем кажется на первый взгляд. Для осуществления подобного плана требуется кардинальная реструктуризация экономики и проведение качественной модернизации – так как именно в ее процессах задействованы высокообразованные люди. Именно ученые, кстати, и представляют ту часть населения, которой на данный момент приходится трудиться не по профилю.

Сразу после упоминания о части населения с высшим образованием идет отсылка к 2008 году, когда как раз и зарождалась идея правильной диверсификации российской экономики путем ее модернизации. Таким образом, наши представления о возможном технологическом характере будущего развития экономики России – подтверждаются. Читая: «10 миллионов человек занято на производствах, построенных на архаичных, отсталых технологиях. Такие технологии должны уйти в прошлое», - мы лишь укрепляемся во мнении, что именно модернизация является приоритетным путем, определенным Владимиром Путиным в качестве дальнейшего развития экономики России. Хочется также процитировать часть статьи, которая подтверждает наши выводы: «Так что создание 25 миллионов новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования – это не красивая фраза. Это насущная необходимость, минимальный уровень достаточности». Очевидно то, что именно высокотехнологичное развитие стоит в приоритетах и именно на него должны опираться другие качественные процессы в России.

Особо отмечается в статье и то, что у нашей страны появился уникальный шанс для движения вперед. После двух десятилетий восстановительного периода, сейчас у России и правда есть особая возможность для успешного закрепления в мировой экономике в качестве большого центра экономической силы. Это нисколько не умаляет влияния глобальных проблем экономики, в том числе кризисные проявления, которые приходится испытывать нашей стране. Цитируем: «Созданы все предпосылки для движения вперед – на новой базе и в новом качестве. Причём – даже в жёстких, далеко не комфортных внешнеполитических и внешнеэкономических условиях. В то же время – необратимая глобальная трансформация является для нас и колоссальным шансом». Однако позиция России во многом особенная, что обеспечивается за счет иммунитета к доминирующей совокупности финансовых факторов, повлиявших на возникновение мирового кризиса в большинстве развитых стран. То есть: хоть на нас и оказывается некое негативное влияние – оно не столь существенно, как на другие страны, а наличие резервных средств и высококвалифицированных специалистов, отсутствие серьезных внешних долгов и дополнительных обременяющих затрат на проведение внешней политики (таких как войны за рубежом, например) – ставит Россию в очень выгодную позицию. Конечно, можно спорить долго о том, что кадров нет, что они не подходящие, что нужно срочно все сломать и перестроить; но ведь именно об этом и идет речь, только в более конструктивном ракурсе. Кадры есть, просто на данный момент они не имеют правильной востребованности, возможности самостоятельно избирать достойный трудовой путь. Кроме этого, как мы видим во второй статье, планируется привлечь высококвалифицированные кадры через миграционные потоки: «Должна быть предельно четко дифференцирована политика в отношении легальной миграции – как постоянной, так и временной. Что, в свою очередь, предполагает очевидные приоритеты и режимы благоприятствования в миграционной политике в пользу квалификации, компетентности, конкурентоспособности, культурной и поведенческой совместимости». Об этом не раз уже говорилось в рамках Комиссии при Президенте РФ по модернизации  и технологическому развитию экономики России, но тут важно то, что данное направление будет активно развиваться и в будущем.

Развитие несырьевых отраслей экономики не только позволяет создать качественную, новую базу для роста, но и обеспечить спрос на высокообразованных специалистов. Системная диверсификация экономики поможет решить проблему профессиональных кадров, но только тогда, когда она будет производиться вместе с гражданской инициативой, отталкиваться от нее и формироваться именно в том направлении, в каком это необходимо обществу, а не узкому кругу государственных служащих и корпоративных частных инвесторов.

Безусловно, решения, принимаемые на государственном уровне, имеют наибольшую силу в определении пути развития и способны как создать благоприятный фон для развития тех или иных отраслей экономики, так и разрушить все перспективы для становления конкретных индустрий. Именно поэтому идет призыв к обществу - качественно объединиться вокруг конкретных идей развития, которые мы видим наиболее предпочтительными для всеобщего развития. Не просто так обозначается и некое недоверие со стороны государственных структур в адрес общественных организаций и гражданских инициатив, так как нередко за лозунгами подобных образований стоит личное желание конкретных лиц обогатиться, а вовсе не помогать в решении проблем. Однако стоит отметить и то, что количество добросовестных общественников растет, и узнать их довольно нетрудно – стоит внимательно взглянуть на результаты их деятельности и стиль работы. Грань между популистами и трудягами тут же становится четкой, не оставляя ни малейшего сомнения, вне зависимости от их убеждений и позиционирования.

Третья статья представляет особый интерес для нас – именно в ней подробно изложены как видение макроэкономической ситуации в целом, так и предлагаемый путь действий в долгосрочной перспективе. У нас появляется отличная возможность сверить представления с В. Путиным, а также точнее понять убеждения кандидата в Президенты касательно дальнейших действий для развития экономики России.

Уже в первых словах статьи особо отмечаются технологические аспекты современной мировой экономики: «Мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира. Никогда еще столь быстро не обновлялись технологии». Также: «Никогда не была столь острой борьба за лидерство в глобальной конкуренции, и мы видим, как страны, позиции которых еще вчера казались незыблемыми, начинают уступать тем, к которым еще недавно относились со снисходительным пренебрежением». В этих двух фразах довольно широко отображается позиция кандидата в Президенты, и хотя мы пока не дошли до конкретных предложений – нам уже очевидно, что особый приоритет имеют технологии. Читая между строк, мы понимаем, что здесь определяется особая возможность для развития России, с главной целью - ее становления как мирового экономического лидера. Достижение подобной позиции позволит нашей стране отойти от однообразности бюджетных доходов, а также существенно улучшить качество жизни граждан, ведь новые технологии – это не только повышенная конкурентоспособность, но и возможности для прогрессивного развития социального обеспечения в целом. Помимо этого, динамика развития общества, которое производит высокотехнологичные продукты, – намного выше, чем у обществ с догоняющим характером индустриализации. При этом не стоит забывать, что фактическая интеграция России в мировую экономику - очень велика, так как нам приходится значительную часть продукции легкой промышленности закупать за рубежом. Именно поэтому предполагаемая дальнейшая модернизация должна носить всеобъемлющий характер и затрагивать не только аспекты тяжелой промышленности, но и менее развитой индустрии легкой промышленности. Одной из важных областей экономики в рамках продолжения модернизации определено сельское хозяйство: «Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством». Ведь именно самодостаточность страны в плане ресурсов и возможность обеспечивать страну как качественным первичным сырьем, так и более сложными материалами – определяют ее возможность действовать уверенно и независимо.

Именно благодаря третьей статье становится понятно, что приоритеты в вопросах модернизации не будут кардинально изменяться и что курс на диверсификацию экономики продолжится. Однако одним из ключевых моментов, которому будет уделено больше внимания, станет также развитие демократического общества в России, что особо отмечено в четвертой статье. Ведь модернизация в плане большего участия общества в делах государства и сокращения бюрократических элементов в общении между гражданами и государственными служащими – достигается именно путем использования все новых инструментов, в том числе электронных технологий и онлайн-ресурсов. В статье отмечается возможность использования подобных инструментов для определения преференций как в локальной, так и в стратегической политике государства: «Необходимо, чтобы граждане на городском, муниципальном уровне могли голосовать, выносить на местные референдумы или интернет-опросы свои острые проблемы, выявлять узкие места и способы их расшить», «Нужно точнее нацелить проект «электронное правительство» на нужды и запросы граждан. Максимально полно раскрыть информацию о деятельности органов государственной и муниципальной власти. Через электронные технологии сделать государственный механизм понятным и доступным для общества». При этом не стоит ограничиваться лишь этим – ведь электронные технологии, помимо политической интеграции общества, должны упрощать его жизнь, делать доступнее услуги и избавляться от лишнего перекладывания бумажек: «Большинству людей нужна насущная информация о своём доме, придомовой территории, соседнем парке, школе, своём муниципалитете. Надо обратить особое внимание на фундамент электронной власти - сайты муниципалитетов и субъектов Федерации»

Пятая программная статья Путина обозначает строительство общества социальной справедливости. Нас, как людей, занимающихся модернизацией и технологическим развитием экономики России, интересует в первую очередь, как при увеличении расходов на социальную сферу в доле ВВП с 21% до 27% сохранится тенденция на увеличение расходов на модернизацию экономики.

Мы с коллегами долгое время работали над способами применения полученных гражданами знаний в области модернизации. Надо отметить, что в этом процессе значительное влияние на укрепление положительных тенденций оказывают институты развития. Так, в «Роснано», ИЦ «Сколково», «Росатоме» и т.п. есть целые программы поиска и поддержки молодых талантливых кадров. Как следствие работы государственной власти, после организованного нами обсуждения по проекту «Концепции поиска и выявления талантливой молодежи» появился ряд решений Президента России, назначена рабочая группа, переданы в работу и запущены все необходимые механизмы для реализации. Мы считаем, можно с уверенностью говорить, что тезис: «люди разного призвания - предприниматели, рабочие, специалисты, «бюджетники» - должны иметь поле для реализации своего потенциала, поле для профессионального и социального роста» - уже сегодня работает. После 5-го марта есть все шансы довести «начатое до логического конца». Очевидно, что для того, чтобы граждане имели возможность «обучаться новым прикладным технологиям», необходимо поддерживать курс и темп уже начатой Дмитрием Медведевым модернизации экономики. Об этом неоднократно говорил Владимир Владимирович.

На развитие науки в ближайшие годы огромное влияние окажут принятые ранее Правительством решения. Считаем необходимым отметить ключевой тезис: «В течение же 2013 — 2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200% от средней по экономике. При этом повышенная зарплата должна сразу устанавливаться тем, кто имеет научные результаты и пользуется уважением студентов и выпускников»,  который выводит на новый уровень систему оплаты и мотивации лучших умов Российской Федерации. Как следствие - выведение на качественно новый уровень, а скорее, «огромный скачок» со времен СССР нашей науки. Конечно, мы уверены, что выполнение требования о выплатах заработной платы гражданам, занятым в области науки, по заслугам должно мотивировать и молодых ученых на реальные дела. Весьма полезным заявлением считаем необходимость создания «Национальной системы квалификаций». Этот вопрос в том или ином виде обсуждался на многих заседаниях Комиссии по модернизации. Вкупе с «Реестром инновационных продуктов и технологий», предложенных на 26-м заседании Комиссии, «Национальная система квалификаций» способна нанести решающий удар в борьбе за реальную статистику. Для качественной модернизации экономики - это крайне важно.

В качестве одного из результатов модернизации экономики планируется создание и поддержка крупнейших публичных корпораций, в которых присутствует новая, молодая бизнес-элита. Путин, раскрывая эту идею, отмечает, что именно корпорации такого типа, работающие на фондовом рынке, аккумулируя огромное количество граждан, способны нанести решающие удары по коррупции. Мы согласны с этим заявлением, т.к., долгое время работая в Интернете на благо модернизации, убедились в том, что wiki-модели наиболее устойчивы к замедленным решениям и результатам.

«Необходимо вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства — на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета» - этот тезис обнадеживает с точки зрения подготовки новой формации, нового поколения, которое сможет грамотно и целенаправленно реализовывать курс модернизации российской экономики. Это связано с тем, что в настоящее время разрыв между обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения еще достаточно высок, а повышение уровня образования граждан за счет государства - это стимул для повышения общего уровня населения. Владимир Владимирович заявил о том, что «надо вернуть престиж и высокое качество российского высшего образования». Мы с огромным удовольствием согласились с этим тезисом, т.к. еще в сентябре 2011 года провели общественное обсуждение на эту тему и поняли, что нужны более системные решения проблемы. Хотя за год активной пропаганды через средства массовой информации, через последовательную работу институтов развития модернизация началась, многие уже поняли необходимость искоренения стереотипов «о ботаниках».

Путин заявил: «Цифровое телевидение дает возможность создать общенациональные специализированные каналы. Нам нужно иметь каналы, посвященные классической музыке, театру, изобразительному искусству и архитектуре, «литературный» и «исторический» каналы. И, конечно, несколько каналов «детской классики» для каждого возраста». Далее на днях он также предложил исключить рекламу на таких каналах. Мы согласны. Уже сегодня ученые во взаимодействии с Ростелекомом и представителями отрасли разработали механизмы и практически закончили создание по всей стране необходимой инфраструктуры. Теперь вопрос лишь в доведении этого начинания до «логического завершения».

Среди высказанных предложений мы хотели бы отметить, что именно создание энергоэффективного сырья, продуктов и материалов поможет «усилить и углубить», а также ускорить процесс строительства более дешевого, но качественного жилья.

Шестая по счету программная статья В. Путина посвящена вопросам гарантий национальной безопасности России. Сразу хотели бы отметить то, что именно на информационных ресурсах Комиссии по модернизации с подачи нескольких участников обсуждалась тема «Создания НИОКР в области военных технологий», которая получила развитие сразу после 28-го заседания Комиссии по модернизации. «Мы приняли и реализуем беспрецедентные программы развития Вооруженных Сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса России», -  говорит Путин. Мы же хотим добавить, что именно светлые умы, занятые в сфере модернизации экономики, обеспечивают качественное развитие нашей оборонной промышленности. Значит, кадры, занятые в модернизации и технологическом развитии экономики России, оказывают значительное влияние на нашу обороноспособность. Мы считаем, что именно «умная оборона» должна быть оплотом нашей национальной безопасности. Новейшие технологии и разработки имеют огромное значение для нас. Это подтверждают также бесконечные попытки спецслужб мира получить как отечественные кадры, так и разработки. Путин справедливо заметил то, что характер вооруженной борьбы очень сильно изменился со времен наращивания ядерной мощи нашими отцами и дедами. Мы считаем, что это произошло в первую очередь в результате появления новых методов информационно-коммуникативных разработок, новейших разработок образцов военной техники и технологий. С уверенностью поддерживаем курс Владимира Владимировича на то, что необходимо усиливать роль ученых в области разработки военных технологий, а также всех остальных профессионалов с целью наращивания сил. Тезис программной статьи «Важнейшим приоритетом государственной политики России на перспективу останутся вопросы обеспечения динамичного развития Вооруженных Сил, атомной и космической промышленности, ОПК, военного образования, фундаментальной военной науки и прикладных исследовательских программ» мы считаем своевременным и правильным. Также мы уверены в том, что для реализации этого России необходимо продолжать курс на модернизацию. Путин справедливо отмечает то, что «Без серьёзного развития военных исследований не может быть ни эффективной военной, ни военно-технической доктрины, не могут эффективно работать структуры Генерального штаба. Мы должны восстановить потерянные компетенции военных институтов, интегрировать их с развивающейся системой военного образования – так же, как в гражданском секторе экономики. Военная наука должна оказывать решающее влияние на формирование задач ОПК». В предстоящие годы модернизации и технологического развития экономики России должна произойти интеграция науки гражданской и науки военной. Появится тот самый мост, который поможет уйти от советской модели взаимодействия этих отраслей. Нужен прямой и рациональный контакт между представителями «военки» и «гражданки». Первым шагом на пути к реализации этого станет аналог американской DARPA, решение о создании которого было принято в 2012 году.

Последовательный курс на оснащение и развитие систем ГЛОНАСС, который проводила и будет проводить Комиссия по модернизации во главе с Президентом, помогает внести огромный вклад в область обеспечения нашей национальной безопасности. Переоснащение, а также глубокая модернизация остающихся на вооружении механизмов и оборудования позволяют говорить о рациональном взгляде Путина на вопросы обеспечения национальной обороны. «Оборонно-промышленный комплекс — это наша гордость, здесь сосредоточен мощнейший интеллектуальный и научно-технический потенциал» - мы бы хотели выделить этот тезис как главный. Если хотите - предлагаем его как лозунг модернизации в области военно-промышленного комплекса. Именно ресурсы, возникающие в результате проведения курса на модернизацию, помогут реализовать тезис Путина: «Убежден, никакая «точечная» закупка военной техники и оборудования не может заменить нам производство собственных видов вооружений, а может служить лишь основой для получения технологий и знаний. Кстати, так уже было в истории». Владимир Владимирович отмечает необходимость модернизации предприятий, «доставшихся нам в наследство от СССР». Это ключевая задача в борьбе за модернизацию военно-промышленного комплекса. Вкупе с решением социальных проблем представителей отрасли - это обеспечит значительные успехи развития отрасли.

Седьмая, самая глубокая статья Путина «Россия и меняющийся мир» требует отдельного изучения. Но мы попробуем выделить основные тезисы, которые прямо или косвенно повлияют на процессы модернизации экономики России.

«Россию воспринимают с уважением, считаются с ней только тогда, когда она сильна и твердо стоит на ногах», - поддержание целей и задач, обозначенных этим тезисом, обеспечит достижения страны в области модернизации экономики. Научные разработки, молодые талантливые кадры, научные «гуру» и бизнесмены внесут значительный вклад в поддержание высокого статуса Российской Федерации в обозначенном Путиным ключе.

Владимир Путин справедливо заметил: «...активность неправительственной организации не вырастает из интересов (и ресурсов) каких-то местных социальных групп, а финансируется и опекается внешними силами. В мире сегодня много «агентов влияния» крупных государств, блоков, корпораций. Когда они выступают открыто — это просто одна из форм цивилизованного лоббизма. У России тоже есть такие институты — Россотрудничество, фонд «Русский мир», наши ведущие университеты, расширяющие поиск талантливых абитуриентов за рубежом». Мы солидарны в том, что открытая и прозрачная работа НПО помогает развивать взаимоотношения с другими государствами в рациональном ключе. Те же обмены студентами, поиск талантливых абитуриентов за рубежом помогают качественно разнообразить и усовершенствовать процесс развития науки в нашей стране.

Размышляя над применением и способом обладания «военным атомом» со стороны авторитарных режимов, Путин невольно наталкивает на мысли о том, что программы развития «мирного атома» должны выполняться несмотря ни на что. Ядерная отрасль нашей страны уже давно перешагнула порог стран-участниц МАГАТЭ, следовательно, есть основания думать о том, что мы обязаны вносить значительный вклад в деятельность в области «атома». Российская наука имеет все шансы сделать «мирный и военный» атомы действительно полезными. Как бы парадоксально это не звучало. Вкратце: обладание военным атомом в регионе уже сегодня, во взаимодействии с китайскими партнерами, обеспечивает безопасность одной из стран - Сирии. Надеемся, что обеспокоенность не перерастет во что-то большее.

Путин отдельно раскрывает тему взаимоотношений стран в рамках АТЭС. Нам видится, что совместное развитие в области науки всех стран – участниц АТЭС позволяет усилить вес и влияние всего Азиатско-Тихоокеанского региона на мировой политической арене. Учитывая видение безопасности в мире, это более рационально, нежели «блоковый» принцип сотрудничества в мире.

«Придаем и будем придавать приоритетное значение взаимодействию с партнерами по БРИКС». Наверняка все заметили то, что именно эти страны сейчас находятся на пике модернизации, поймали прорывной ветер. Приоритетное взаимодействие между странами-участницами БРИКС - одна из ключевых тенденций, задаваемых Владимиром Владимировичем на ближайшие годы.

Россия вступила в ВТО. Это сделано в первую очередь для того, чтобы наша страна имела все шансы на успех на международном рынке. Путин справедливо отметил: «Нам как воздух необходим более широкий, недискриминационный выход на внешние рынки. Пока с российскими экономическими операторами за границей особо не церемонятся. Принимают против них ограничительные торгово-политические меры, возводят технические барьеры, ставящие их в менее выгодное положение по отношению к конкурентам».

При помощи граждан мы на интернет-ресурсах Комиссии по модернизации проводили обсуждение повестки заседания. Наши сторонники, сторонники курса модернизации выделили «Меры по улучшению инвестклимата» как одну из самых главных тем, которые должны обсудить на президентском уровне и принять конкретные решения. Владимир Путин в седьмой программной статье на примерах с провалившейся сделкой по покупке немецкого концерна «Опель» показывает, что не всегда и не везде меры по привлечению инвестиций работают безукоризненно: «Взять историю с германским «Опелем», который так и не смогли приобрести российские инвесторы — даже несмотря на то, что эту сделку одобрило правительство ФРГ и позитивно восприняли немецкие профсоюзы. Или вопиющие ситуации, когда российскому бизнесу, вложившему солидные средства в зарубежные активы, попросту не дают вступить в права инвестора. Такое особенно часто происходит в Центральной и Восточной Европе».

Огромное влияние на начало процессов привлечения инвестиций в Россию оказала Администрация Президента Медведева, которая дважды принимала важнейшие решения на тему «Инвестклимата». Все это происходило на заседаниях Комиссии по модернизации. Путин в статье высказался просто и ясно: «Мы стараемся привлечь в российскую экономику зарубежные капиталы, открываем для них самые привлекательные отрасли, подпускаем к действительно «лакомым кускам», в частности в топливно-энергетическом комплексе». Мы надеемся, что курс на либерализацию процесса привлечения инвестиций в России, в случае избрания Путина Президентом, будет продолжен и мы своим примером докажем зарубежным коллегам, что инвестиции даже в «лакомые куски национальной экономики» - это скорее плюс для государства, нежели минус.

Модернизация вносит исключительный позитивный и полезный вклад в развитие России. Ведь именно первенство на рынке технологическом, военно-промышленном и обеспеченная социальная среда страны - это ключевые показатели, по которым, если позволите, судят о стране изнутри и извне. Путин же в своих статьях видит и описывает действительные проблемы и решения «для достижения логического результата».

В Интернете есть такой лозунг среди молодежи - «модернизация или смерть!». Мы поддерживаем его. Мы - за сильную страну!

P.S. Данная статья отражает личную точку зрения авторов

/static/img/blogs/link16x16px.png /static/img/blogs/vkontakte16x16px.png /static/img/blogs/facebook16x16px.png /static/img/blogs/twitter16x16px.png /static/img/blogs/blogsmailru16x16px.png /static/img/blogs/google16x16px.png

2 марта 2012 года, 17:57