главная страница правила rss экспертная площадка
 
 

Технологический прорыв и пространственное развитие страны

Ключевые выводы. Ускорить рост экономики может только радикальный технологический прорыв

 

«Мы видим и в послании Федеральному Собранию, и в майских указах (Президента — ред.) необходимость резкого движения вперед. То, что мы должны получить в экономике не 1–2, а 5–7% и что это может быть только за счет быстрого внедрения науки и технологий в нашу экономику. И эти 5–7% мы должны обеспечить в условиях, когда окружающие нас государства тоже быстро развиваются и обеспечивают свои задачи за счет науки и технологий. Это первый момент. Второй момент — это признание того, что у нас дела в науке и технологиях обстоят не очень хорошо и ситуация пока не улучшается. Поэтому нужен радикальный технологический прорыв»,Александр Сергеев, президент Российской академии наук (РАН).

«Чтобы выйти на иной уровень в экономике и науке, нужен научный прорыв <…> Но прежде чем переходить к прорыву, нужно поставить задачу»,Роман Королев, начальник отдела Института теоретической и математической физики российского Федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики.

«Мы сегодня делам ставку на концентрацию молодежного капитала <…> чтобы он мог включаться в те вызовы, который стоят сегодня перед нашими компаниями»,Андрей Антонов, заместитель губернатора Томской области по экономике.

Амбициозные цели требуют развития человеческого капитала и улучшения качества жизни

«Для нас важен высокий уровень жизни <…> Мы предлагаем создать новую модель управления территорией, скоординировав усилия многих субъектов, которые сегодня действуют на нашей территории. Отсюда родилась инициатива разработки модели "Академгородок-2" — с высокой концентрацией науки и внедренческого потенциала»,Андрей Травников, врио губернатора Новосибирской области.

«Люди — это основное, что будет двигать страну при реализации тех целей, которые поставил Президент», Кирилл Бабаев, управляющий партнер по России и СНГ, Kreab AB.

Нет единого инструмента, который позволит осуществить технологический прорыв

«Мы очень внимательно должны следить за сохранением баланса всех инструментов. Нет такого инструмента, который позволит решить все вопросы», — Андрей Фурсенко, помощник Президента РФ.

Проблемы

Неравномерность экономического развития страны

«Большая территория нашей страны — это большой вызов, но и огромные возможности для того, чтобы получить совершенно новое качество: и качество экономического развития, и качество уровня жизни населения»,Михаил Котюков, министр науки и высшего образования РФ.

«С 2013 по 2017 год распределение (научных) патентов по стране не очень изменилось <…> Причем на первые пять регионов приходится 50% патентов», Екатерина Шапочка, управляющий директор аналитического центра «Форум». 

«Перед Германией несколько лет назад стояла задача сделать одну территорию из двух государств <…> в том числе и в научной сфере. Прошло 26 лет, и только сейчас можно говорить о том, что научно-образовательное пространство едино <…> Это такие временные горизонты»,  Елена Еременко, руководитель московского офиса Ассоциации Гельмгольца.

Решения

Необходимость перестройки всей системы образования и науки

«Резкое обострение общей ситуации заставляет нас перестраиваться и думать по-другому <…> В этом смысле обостряется наша конкурентная черта — способность к творческой деятельности <…> Прорыв — это концентратор всего остального. Он связан с над- и междисциплинарным, с конвергенцией. А это подразумевает <…> существенную перестройку всей науки и образования. Та страна, которая первая это поймет и сумеет это сделать, и выиграет всю партию»,Михаил Ковальчук, президент национального исследовательского центра «Курчатовский институт».

«Наверное, нужно придать новое значение слову "кампус", вокруг него можно создать огромное количество развития новых программ <…> и тех территорий, на которых они будут располагаться»,Елена Шмелева, руководитель фонда «Талант и успех», член Совета при президенте по науке и образованию.

Ориентация системы образования на достижение поставленных целей

«Для нас важно, какое место Россия занимает в мировом пространстве, в том числе на интеллекуальной карте мира. Сегодня мы в каком-то смысле опять находимся на стартовой позиции. И если мы ее правильно определим, у нас есть абсолютно реальный шанс», Андрей Фурсенко

«В университетах сосредоточено сочетание опыта и молодости, и именно здесь можно создавать технологические прорывы», Владимир Княгинин, председатель правления Фонда «ЦСР «Северо-Запад»; вице-президент Фонда «ЦСР».

Создание крупных научных центров в регионах

«Строительство нескольких крупных центров на территории Российской Федерации создаст базу для научного прорыва. Для технологического прорыва нужна децентрализация. Сейчас <…> пропорция между федеральными и региональными вложениями не та, которая нужна»,Григорий Березкин, председатель совета директоров группы ECN.

Развитие коммуникаций

«Транспортные коммуникации и развитие экономики — два взаимосвязанных процесса <…> Одна из задач — развитие транспортных коммуникаций в Сибири и на Дальнем Востоке»,Михаил Погосян, ректор Московского авиационного института (государственного технического университета).

Развитие цифровых технологий 

«Сегодня нефтегазовая отрасль динамично осваивает портфель заказов в данной области», Константин Прядилов, руководитель буровых проектов ООО «Научно-технический центр «Газпромнефть».

Источник: ПМЭФ

/static/img/blogs/link16x16px.png /static/img/blogs/vkontakte16x16px.png /static/img/blogs/facebook16x16px.png /static/img/blogs/twitter16x16px.png /static/img/blogs/blogsmailru16x16px.png /static/img/blogs/google16x16px.png

25 мая 2018 года, 15:11