главная страница правила rss экспертная площадка
 
 

В Свердловской области началось общественное обсуждение концепции построения «Умного региона»

Департамент информатизации и связи Свердловской области опубликовал проект концепции построения «Умного региона» и пригласил жителей к общественному обсуждению документа

 

В документе указано, что концепция основывается на модели устойчивого развития, согласно которой «удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности».

«Умный регион» определяется в документе как «территория инновационного развития, использующая цифровые технологии для повышения уровня жизни, эффективности человеческой деятельности и конкурентоспособности экономики, при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в устойчивом развитии».

Задачи, решаемые при построении «Умного региона», таковы:

  • «цифровизация экономики и социальной жизни региона (формирование цифрового отображения основных социально-экономических процессов в совокупности с развитием соответствующих информационных систем);
  • создание и развитие на территории Свердловской области научных, технологических и производственных компетенций российского и мирового уровней в области разработки цифровых технологий и смарт-сервисов;
  • создание на территории Свердловской области конкурентоспособных на мировом уровне нормативно-правовых условий, финансовых стимулов, цифровой инфраструктуры, механизмов стимулирования спроса на смарт-сервисы через механизмы госзаказа и технического регулирования, системы административной поддержки разработки и внедрения смарт-сервисов, а также поддерживающих технологических решений;
  • выстраивание эффективных коммуникаций с целью вовлечения бизнеса и населения в реализацию концепции, продвижения Свердловской области как «умного региона» в области цифровой экономики на международном и федеральном уровнях;
  • обеспечение информационной безопасности при внедрении Концепции «умного региона»;
  • формирование культуры цифрового общества и подготовка кадров для цифровой экономики».

В документе рассматривается «пространство реализации концепции» (сервисы, технологии; территориальный аспект внедрения сервисов; определение приоритетов при внедрении сервисов на уровне региона и отдельных муниципальных образований; центры смарт-компетенций); управление реализацией концепции (принципы управления; базовые направления реализации; нормативное регулирование; информационная инфраструктура; кадры и образование; сроки и этапы и пр.), а также приводится план мероприятий по реализации концепции.

В качестве базового выбран подход, представленный Международным союзом электросвязи в докладе «Shaping smarter and more sustainable cities. Striving for sustainable development goals» («Формирование более «умных» и устойчивых городов. Стремление к достижению целей устойчивого развития»). В рамках данного подхода на основании анализа успешных практик внедрения цифровых технологий в различных городах мира и предложений технологических решений транснациональными корпорациями (Huawei, CISCO, IBM, Microsoft) были предложены шесть функционально-технологических областей: «умный» образ жизни, «умные» люди, «умная» экономика, «умная» мобильность, «умное» управление, «умная» среда для формирования пространства (реестра) сервисов.

Реестр сервисов представляет собой четырехуровневую модель: функционально-технологическая область, сфера применения, решаемые задачи, смарт-сервисы.

Реестр сервисов представляет собой открытый перечень смарт-решений, т.е. может быть дополнен по мере появления новых сервисов.

В концепции дается классификация сервисов и предлагается очередность их внедрения.

Также говорится о создании центров компетенций двух типов:

1. Центры научных и технологических компетенций на базе УрФУ и других вузов региона, институтов УрО РАН.

2. Центры рыночных компетенций компаний цифровой экономики Свердловской области (СКБ Контур, УЦСБ, Наумен Софт, Тринити, НПО Сапфир, Дата Крат, Хост, УГМК-Телеком, Экстрим-про, Уралгеоинформ, УОМЗ и др.) и спин-оффы международных и российских компаний (НТС, Huawei, Ростелеком, Галактика, Yandex и др.).

Планируется также развить систему поддержки действующих компаний (имеющих штаб-квартиры в Свердловской области), а также стартапов и спин-оффов в области смарт-решений с выходом на конечный заказ, а также создать объекты и территории-«полигоны» — испытательные площадки для разработки и тестирования совместимости принципиально новых технологий, cтандартов и других элементов модельной архитектуры в среде, напоминающей реальные условия, и оценки потенциала их интеграции в производство. В качестве объектов-«полигонов» могут выступать существующее либо специально построенное здание, участок дороги, университетский кампус и т.п.

Отмечается, что реализацию проекта «Умный регион» необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с иными реализуемыми приоритетными региональными проектами Свердловской области, обеспечивающими необходимый уровень цифровизации в зонах своей ответственности.

Сроки и этапы реализации концепции

Реализация концепции рассчитана на период с 2018-го по 2030 год.

Этап 1. 2018—2024 годы. Подготовка нормативной правовой базы, инфраструктуры, разработка и внедрение первых технологических коридоров, формирование единого пространства данных и единого пространства сервисов, реализация «пилотных» проектов с наибольшими социальными и экономическими эффектами.

Этап 2. 2025—2030 годы. Масштабное внедрение смарт-сервисов на территории региона, формирование на площадке Экспо одного из крупнейших мировых исследовательских и образовательных центров в области смарт-решений.

Этап 3. 2031—2035 годы. Полная цифровая трансформация экономики Свердловской области, изменение структуры экономики в пользу компаний цифровой экономики за счет развития широкого класса средних и малых компаний цифровой экономики, в том числе на базе созданных центров смарт-компетенций.

Риски реализации концепции

Как говорится в документе, реализация концепции сопряжена с пятью ключевыми рисками.

Первый риск — недостаточная адаптация целевых групп к использованию смарт-решений (неэффективное использование, в отдельных случаях, активное неприятие смарт-решений). С этой точки зрения важным является масштабное обучение и информирование жителей Свердловской области о внедрении в населенных пунктах региона смарт-решений, а также об их потенциальном и реальном эффектах. Таким образом, удастся сформировать адекватные ожидания и популяризировать идею использования умных технологий.

Второй риск — потеря рабочих мест в традиционных видах деятельности. Он будет минимизирован за счет создания новых рабочих мест в отраслях цифровой экономики, а также реализации программ по переобучению и повышению квалификации.

Третий риск — нарушение информационной безопасности(несанкционированное воздействие на пространство данных и информационных систем, приводящее к ненадлежащему и/или опасному функционированию сервисов, влекущему потерю их качества и возникновению опасных, в том числе чрезвычайных, ситуаций). Риск будет минимизирован за счет повышения информированности и грамотности населения и организаций в вопросах информационной безопасности; приоритетного использования в органах государственной власти отечественного программного обеспечения и оборудования; внедрения на территории Свердловской области стандартов информационной безопасности.

Четвертый риск — отсутствие нормативной правовой базы использования смарт-сервисов. Риск будет минимизирован за счет совершенствования имеющейся законодательной базы региона с целью снятия ряда ограничений; формирования нормативной правовой базы для использования механизмов ГЧП в области смарт-решений в пределах полномочий органов государственной власти Свердловской области, а также инициирования необходимых нормативных правовых актов на федеральном уровне.

Пятый риск — появление новых статей расходов областного бюджета, связанных с реализацией концепции. Риск будет минимизирован за счет реализации мероприятий по привлечению частных инвестиций, в том числе зарубежных; использования механизмов ГЧП (концессионных соглашений и пр.); привлечения федеральных средств, предусмотренных в рамках реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Оценка компетенций Свердловской области

В приложении к концепции приводится статистика по региону. Так, в региональных рейтингах, посвященных оценке уровня цифровизации, Свердловская область занимает достаточно скромные позиции: 63 место в рейтинге регионов по уровню информатизациии Минкомсвязи России (-55 позиций по сравнению с 2016 годом), 48 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по степени внедрения и эффективности использования спутниковых навигационных технологий на базе системы ГЛОНАСС (по итогам 4 квартала 2017 года).

В результате анализа показателей цифровизации Свердловской области делаются следующие выводы:

  • по уровню цифровизации Свердловская область уступает Москве, Санкт-Петербургу, Московской и Ленинградской областям и сопоставима с такими регионами, как Новосибирская область и Татарстан;
  • потребители Свердловской области (как в корпоративном, так и в массовом секторе) готовы к внедрению цифровых решений, однако пока полностью не осознают, какие эффекты это может дать;
  • на территории Свердловской области фактически сформировался кластер сильных ИТ-компаний, который может стать одной из основ дальнейшего развития цифровой экономики региона;
  • ключевыми географическими центрами внедрения смарт-решений могут стать северные территории области, Екатеринбург и его города-спутники.
Документы, которые учитывает концепция

Как поясняют в департаменте, на территории Свердловской области создана межведомственная рабочая группа по выработке подходов формирования программы развития цифровой экономики в регионе. В состав рабочей группы входят представители как исполнительных органов государственной власти Свердловской области, так и научно-экспертного и бизнес-сообщества.

В рамках работы рабочей группы в соответствии с программой «Цифровая экономика» выделено ключевое проектное направление программы развития цифровой экономики в Свердловской области — «Умный регион».

По итогам работы при участии ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» сформирован проект концепции построения «Умного региона» на территории Свердловской области, который был презентован 18 апреля 2018 года на Совете при губернаторе области.

Источник: Экспертный центр электронного государства

/static/img/blogs/link16x16px.png /static/img/blogs/vkontakte16x16px.png /static/img/blogs/facebook16x16px.png /static/img/blogs/twitter16x16px.png /static/img/blogs/blogsmailru16x16px.png /static/img/blogs/google16x16px.png

9 июня 2018 года, 09:51