главная страница правила rss экспертная площадка
 
 

Вступительное слово на первом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России

 

Д.МЕДВЕДЕВ: Сегодня мы проводим первое заседание комиссии, о создании которой мы с вами договаривались.

Принципиальные задачи, смысл создания комиссии я назвал 15 мая [на совещании по модернизации и технологическому развитию экономики России]. Дальнейшая работа, естественно, будет вестись с участием Правительства, представителей субъектов нашей страны, научного и экспертного сообщества и, надеюсь, с максимальным вовлечением российского бизнеса.

 

Положение о комиссии и её состав сформированы, мною одобрены, так что в этом смысле можно начинать работать. Теперь необходимо уже без промедления и – к сожалению, как обычно мы этим и занимаемся – в «ручном режиме» нужно будет запустить сам процесс модернизации. И сделать это будет необходимо с помощью вполне конкретных проектов.

На форуме в Петербурге [Петербургский международный экономический форум] я говорил о становлении в России так называемой умной экономики. Интеллект и способность к новаторству – это сейчас, конечно, наше главное конкурентное преимущество, но мы об этом больше говорим, чем что-то делаем. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы работа в этой сфере вошла в число наиболее престижных.

У нас веками получалось так, что мы поставляли своё сырьё за границу, а все «умные» продукты покупали там же. Были, конечно, периоды и более светлые, но в целом, к сожалению, проблема очень большая. Легче всё покупать за границей и поставлять туда наши природные богатства, но мы должны добиться того, чтобы у бизнеса была мотивация производить самые лучшие товары и создавать наиболее конкурентоспособные услуги именно в нашей стране. Причём именно для тех, кто живёт в нашей стране, и только в этом случае такого рода продукты и услуги будут покупать уже во всём мире.

Сегодня мы с вами сосредоточимся на ключевых, самых главных приоритетах: на направлениях так называемого технологического прорыва – собственно на том, что, на мой взгляд, должно войти в сферу прямого президентского контроля. И критерии выбора здесь следующие.

Во-первых, это те направления, где у нас уже есть значимый задел, где не утрачены, не погибли признаки конкурентоспособности или наши конкурентные возможности.

Во-вторых, это должны быть те сектора экономики, развитие которых даст значимый мультипликативный эффект и послужит катализатором движения модернизации в смежных отраслях.

В-третьих, это привязка к нуждам обороны и вопросам безопасности государства, причём по самому широкому спектру вопросов, – собственно так, как это у нас и бывало в прошлом.

Нам нужно поддерживать те направления, где разработки российских исследований сопоставимы с мировым уровнем и с большей долей уверенности могут лечь в основу той продукции, которая в обозримом будущем на рынках будет востребована.

И, наконец, ещё один важнейший признак – это социальная отдача от этих проектов, их привлекательность, их значимость для наших людей. Это тоже нельзя выпускать из зоны внимания.

 

 

Сегодня – и в этом, на самом деле, основной смысл нашей встречи, которая проходит в необычном, но знаковом месте, – обсудить и по итогам утвердить перечень таких проектов с пониманием того, что внутри каждой конкретной темы мы также проведём определённую дифференциацию по направлениям.

Какие направления я предлагаю взять для работы? Их пять – по разным соображениям: и потому что приоритетов не должно быть много, и в силу некой символичности любой цифры.

Первое направление – это энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива.

 

Второе – ядерные технологии.

Третье – космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями, включая, конечно, и ГЛОНАСС, и программу развития наземной инфраструктуры.

Четвёртое – медицинские технологии, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства.

И пятое – это стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения.

По каждому из этих направлений должны быть подготовлены отдельные планы, а также созданы соответствующие рабочие группы. Надеюсь, что все присутствующие, все участвующие в президентской комиссии войдут или возглавят те или иные рабочие группы.

Для продвижения названных проектов необходимы, конечно, и новые инструменты, и эффективное использование тех инструментов, которые мы создали на нормативном уровне, утвердили, но которые у нас работают пока вполсилы, а то и на пять процентов. Имею в виду такие инструменты, как венчурные фонды, особые экономические зоны, технопарки.

Кроме того, важным является, конечно, и целенаправленная поддержка научных исследований и образовательных программ, совершенствование технических стандартов, использование в целях модернизации системы государственных закупок и части проектов софинансирования.

Чуть подробнее скажу в отношении такого системообразующего проекта, как энергоэффективная и ресурсосберегающая экономика. Считаю, что к этому же блоку можно было бы отнести и задачи по углублённой переработке ресурсов.

С проблемой энергоэффективности у нас в стране пока очень плохо: одна болтовня идёт на эту тему, и ничего не происходит. Причём даже кризис, на который все уповали, пока абсолютно не помог: никто энергоэффективностью не занимается. Себестоимость не падает, несмотря на то, что зачастую и производство останавливается, и конкурентоспособность резко снизилась. Тем не менее как в такую схему упёрлись, так ничего и не происходит.

Изменить ситуацию должна реализация абсолютно конкретных задач в те сроки, которые мы с вами установим, и, конечно, с конкретными результатами, которые будут значимыми для всех наших людей. Имею в виду, например, повышение энергоэффективности в ЖКХ, что должно сдерживать рост цен на соответствующие услуги в этой сфере. Это прямой результат и прямая корреляция. Только в этом случае проект энергоэффективности будет рабочим, а не бумажным.

Без решения этой проблемы, этой системной проблемы, мы не совершим прорыва ни в снижении издержек, ни в повышении производительности труда, ни в росте конкурентоспособности любой нашей продукции, пусть даже самой высокотехнологичной.

Хотел бы обратить внимание ещё на один вопрос, ещё на один момент. Мы неоднократно говорили, что качество жизни людей прямо зависит от их доступа к современной медицине, к медицинской помощи, к лекарственным препаратам.

Нас сегодня никак не могут устроить те показатели по заболеваниям, которые мы имеем. Об этом неоднократно говорилось, имею в виду сердечно-сосудистую патологию, онкологические заболевания, вирусы, психиатрические заболевания.

Нас не может устроить и та зависимость от импорта дорогостоящих препаратов и медицинской техники, которая сегодня в нашей стране существует. При этом есть хорошие разработки в создании аппаратуры по ряду направлений включая, например, лучевую диагностику.

В части лекарственных препаратов у нас ситуация тяжёлая: нам нужно в первую очередь наладить производство критически важных лекарственных средств, наладить или самостоятельно или с участием иностранных компаний. Здесь нечего стесняться, потому что этот вопрос – это вопрос жизни. Речь идёт об антибиотиках, о гормональных препаратах, о психотропных и нейролептических препаратах, об основных вакцинах. Не буду, естественно, сейчас углубляться во все эти направления, мы с вами обсудим их позже.

В заключение хотел бы сказать, что то, чем мы занимаемся, – это, без преувеличения, будущее страны.

Давайте начнём работать.

<…>

Москва, «Лаборатория Касперского»

 

18 июня 2009 года, 15:38